Моноблок акб что это

Моноблок акб что это Моноблоки

Принцип действия свинцово-кислотного аккумулятора

Аккумулятором называется электрический прибор, который при зарядке от источников постоянного тока накапливает электрическую энергию, а при разрядке отдает ее потребителям, являясь в этом случае источником тока.

На автомобилях основное применение имеют свинцово-кислотные аккумуляторы. Кроме них, могут иметь применение также щелочные железо-никелевые аккумуляторы.

Свинцово-кислотный простейший аккумулятор (элемент) представляет собой стеклянную или пластмассовую банку с опущенными в нее двумя свинцовыми пластинками и залитую электролитом— раствором из химически чистой крепкой серной кислоты и дистиллированной воды. Серная кислота, действуя на свинцовые пластины, окисляет их, и поверхность пластин покрывается налетом сернокислого свинца. Плотность раствора при этом уменьшается, и в электролите остается почти чистая вода.

Для того чтобы аккумулятор мог давать ток, его необходимо предварительно зарядить, т. пропустить через него постоянный электрический ток. Вследствие прохождения электрического тока через электролит от положительной пластины к отрицательной в аккумуляторе происходит химическая реакция. При этом сернокислый свинец на положительной пластине преобразовывается в перекись свинца, а на отрицательной — в чистый губчатый свинец, в электролите снова появляется серная кислота, и плотность раствора возрастает.

Когда химическое преобразование состава пластин полностью закончится, аккумулятор будет заряжен. Если продолжать пропускать через аккумулятор электрический ток, вода электролита начнет разлагаться на составные части — водород и кислород, которые в виде пузырьков будут выделяться из электролита. Бурное выделение пузырьков (кипение электролита) указывает на конец зарядки аккумулятора.

При замыкании полюсов заряженного аккумулятора внешней цепью в нем будет происходить обратная химическая реакция, при которой пластины по своему составу будут возвращаться в первоначальное состояние. Вследствие этого аккумулятор будет разряжаться и отдавать запасенную электрическую энергию для питания включенных потребителей. При разрядке электрический ток во внешней цепи потечет от положительной пластины к отрицательной, т. в направлении, обратном направлению при зарядке. При этом положительная и отрицательная пластины аккумулятора опять будут покрываться налетом сернокислого свинца, а плотность электролита понизится, и он превратится в почти чистую воду. Когда химическая реакция полностью закончится, аккумулятор разрядится и больше электрического тока давать не сможет. Для дальнейшей работы аккумулятор необходимо вновь зарядить.

Устройство аккумуляторной батареи

Аккумуляторная батарея собирается из отдельных элементов — аккумуляторов в общем баке-моноблоке.

Моноблок автомобильной аккумуляторной батареи разделен перегородками на отдельные камеры аккумуляторов. Каждая камера закрыта сверху эбонитовой крышкой с заливочным отверстием, завернутым пробкой. В камере установлен набор пластин (положительных и отрицательных), разделенных сепараторами.

Моноблок изготовлен из асфальто-пековой массы или эбонита. В камеры асфальто-пекового моноблока обычно запрессовывают тонкостенные кислотостойкие вставки из пластмассы (полихлорвинил или винипласт), которые хорошо предохраняют стенки моноблока от разъедания кислотой, что значительно увеличивает сроки его службы.

Для увеличения емкости аккумуляторной батареи, т. способности ее поглощать при зарядке большее количество электрической энергии, в каждую камеру устанавливают по нескольку положительных и отрицательных пластин специальной конструкции, в результате чего увеличивается общая рабочая поверхность пластин.

Моноблок акб что это

Рис. Схема действия свинцово-кислотного аккумулятора

Основой каждой пластины является решетка, отлитая из чистого свинца с небольшой примесью (6—8%) сурьмы для увеличения механической прочности. В решетку впрессовывают активную массу, затем ее сушат. Эту массу приготовляют из порошкообразных окислов свинца — свинцового сурика и свинцового глета, размешанных на крепкой химически чистой серной кислоте. В активную массу положительных пластин обычно входит до 75% свинцового сурика, и пластины имеют поэтому красноватый оттенок. Активная масса отрицательных пластин содержит больше свинцового глета, пластины имеют серый или синеватый цвет.

Моноблок акб что это

Рис. Свинцово-кпслотная аккумуляторная батарея:
а — трехэлементная; б — шестиэлементная

Кроме указанных окислов свинца, в качестве набивки для пластин применяют также порошкообразный свинец, окисляющийся при размоле, размешиваемый на серной кислоте.

После изготовления и сборки пластины подвергают формовке, т. многократным процессам зарядки электрическим током и разрядки.

Все одноименные пластины соединяют путем сварки в блок общей перемычкой — бареткой с выводным штырем. В каждой камере положительные пластины расположены меяеду отрицательными. Блоки пластин имеют два выводных штыря (борна) — положительный (плюсовой) и отрицательный (минусовый). Отрицательных пластин в каждом блоке установлено на одну больше, чем положительных. Поэтому каждая положительная пластина закрыта с обеих сторон отрицательными пластинами, вследствие чего используется вся ее поверхность и устраняется возможность ее коробления при большом разрядном токе.

Для устранения непосредственного соприкосновения одной пластины с другой или замыкания их выпадающей активной массой между ними установлены кислотоупорные прокладки — сепараторы. Сепараторы изготовляют двух типов:
1) из древесины или комбинированные составные — из древесины и хлорвинила, или из древесины и стекловойлока;
2) из микропористого эбонита (мипора) и микропористой пластмассы (мипласта) или комбинированные из мипласта и хлорвинила, или мипласта и стекло-войлока.

Пластины с сепараторами установлены в отдельных камерах моноблока и опираются внизу на ребра днища, что предохраняет от замыкания нижние части пластины выпадающей с течением времени активной массой и накапливающейся между ребрами в шламовой камере. Сверху каждая камера плотно закрыта пластмассовой крышкой. Края камер моноблока в местах соединения с крышкой залиты кислотоупорной мастикой. На поверхность крышки каждой камеры выходят отрицательный и положительный штыри блоков (борны) пластин. Штыри уплотнены ребристыми свинцовыми втулками, заделанными в крышках. Бтулки припаяны к штырям вместе с междуэлементными перемычками. В некоторых типах батарей штыри с крышками уплотнены кислотостойкой массой. Крайние два штыря в батарее — плюсовый и минусовый — снабжены полюсными наконечниками, к которым с помощью зажимов и стяжных болтов присоединяются кабели внешней сети. В каждой камере над пластинами установлены предохранительные щитки из хлорвинила или другого кислотоупорного материала, служащие для защиты кромок сепараторов и пластин от механических повреждений. В крышке каждой камеры имеется наливное отверстие, закрываемое на уплотняющей прокладке пробкой 9 с вентиляционным отверстием, служащим для выхода газов. В пробке под отверстием установлена пластинка-отражатель, устраняющая выбрызгивание электролита. В новых аккумуляторах под пробкой ставится герметизирующий диск, который при эксплуатации батареи удаляется. В аккумуляторах некоторых типов отверстие в крышке для заливки электролита закрывают на прокладке глухой пробкой с уплотнительной резиновой втулкой внутри, а для выхода газов имеется специальный вентиляционный штуцер с отражателем внутри. Такое устройство заливного отверстия позволяет более удобно доливать электролит до необходимого уровня.

Аккумуляторные батареи выпускаются с отформованными пластинами, но обычно в сухом виде без электролита. Поэтому новые батареи нужно заполнить электролитом и зарядить.

Аккумуляторные батареи выпускаются с тремя или шестью элементами в одном блоке; в последнем случае выпускаются с поперечным или продольным расположением элементов. Батареи, предназначенные для грузовых автомобилей, обычно устанавливают в деревянном корпусе с крышкой. Батареи, используемые на автомобилях высокой проходимости, снабжаются герметизированными (гидростатическими) пробками, которые устраняют возможность проникновения воды в аккумулятор при преодолении автомобилем бродов.

Основные показатели аккумуляторной батареи

Основными показателями, определяющими работу аккумулятора и аккумуляторной батареи, являются ее напряжение и емкость.

Один аккумулятор (элемент) аккумуляторной батареи, независимо от количества пластин в нем и их размера, в исправном и заряженном состоянии дает напряжение, равное в среднем 2 в. При полной разрядке напряжение в нем уменьшается до 1,7 в.

Емкостью аккумулятора называется способность его при зарядке поглощать, а затем отдавать то или иное количество электрической энергии при разрядке током постоянной величины до предельно допустимого падения напряжения.

Емкость зависит от числа пластин в банке (камере) и их размера и измеряется в ампер-часах (а •ч). Емкость определяется умножением разрядного тока в амперах на время в часах, в течение которого аккумулятор может разряжаться при данном токе. Например, если аккумулятор в определенных условиях может отдавать при разрядке ток 4 а в течение 5 ч, то его емкость равна 20 а •ч.

Напряжения одного аккумулятора недостаточно для питания приборов электрооборудования автомобиля. Для получения большего напряжения несколько аккумуляторов объединяют в одном моноблоке в батарею и соединяют один с другим последовательно при помощи свинцовых перемычек. При этом положительный вывод одного элемента соединяют с отрицательным выводом другого элемента и т.

При последовательном соединении аккумуляторов напряжение на крайних выводных клеммах батареи увеличивается пропорционально числу аккумуляторов, а емкость всей батареи остается равной емкости одного аккумулятора.

Емкость, указываемая в марке батареи, называется номинальной емкостью и обеспечивается при вполне определенных условиях разрядки: при 10-часовом режиме и средней температуре электролита 30° (ГОСТ 959—51).

Емкость батареи не является постоянной величиной. При увеличении разрядного тока и понижении температуры электролита емкость батареи значительно уменьшается. Это необходимо учитывать при эксплуатации батареи.

На автомобилях с напряжением в сети электрооборудования 12 в ставят батареи того же напряжения, состоящие из шести аккумуляторов или двух батарей с напряжением 6 в, соединенных последовательно. На автомобилях, имеющих напряжение в сети, равное 24 в, ставят две батареи с напряжением 12 в, соединенные последовательно (МАЗ-500, КрАЗ-257). В том случае, когда напряжение 24 в используется только в момент включения стартера, применяют две батареи с напряжением 12 в, включенные параллельно, с автоматическим переключением их на последовательное соединение в момент пуска двигателя (МАЗ-200, КрАЗ-214). На легковых автомобилях батарея обычно расположена под капотом двигателя. У грузовых автомобилей батарея часто устанавливается или под сиденьем водителя, или на подножке кузова.

В электрооборудовании автомобилей применяют однопроводную систему проводки, при которой одним из проводов служат металлические части автомобиля, его масса, поэтому одну клемму батареи (обычно минусовую) замыкают на массу, а другую (плюсовую) соединяют с сетью,

У некоторых моделей автомобилей соединение минусовой клеммы батареи на массу осуществлено через специальный выключатель. Это позволяет отключать батарею от сети в нерабочем состоянии, что предохраняет батарею от возможной утечки тока.

В корпусе (рис. 3) выключателя типа ВБ-318 установлен шток с кнопкой. На нижнем конце штока установлены основные подвижные контакты с пружинами и вспомогательный контакт. Подвижные контакты расположены над неподвижными контактами, закрепленными в корпусе. Контакт соединен с массой, а изолированный контакт соединен с клеммой, к которой крепится провод от минусовой клеммы батареи. Шток с контактами отжимается кверху пружинами. Вверху на корпусе установлена стопорная пластина с пружиной и малой кнопкой.

Моноблок акб что это

Рис. Выключатель батареи

Включение батареи в сеть производится нажатием на основную кнопку. При этом неподвижные контакты замыкаются сначала вспомогательным подвижным контактом, а затем основными контактами, и батарея соединяется на массу. При этом шток 6 во включенном положении фиксируется стопорной пластиной 8, заходящей под действием пружины в выточку на штоке.

Выключение батареи производится нажатием на боковую кнопку, которая сдвигает стопорную пластину и освобождает основной шток 6. Шток, поднимаясь вместе с контактами, размыкает цепь батареи. Некоторая неодновременность последовательного замыкания и размыкания вспомогательного и основных контактов снижает подгорание контактов.

Аккумуляторные батареи имеют определенную маркировку (в соответствии с ГОСТом 959—51). Например, на автомобиле ГАЗ-51А установлена батарея марки 3-СТ-70-ВД. Первое число обозначает количество аккумуляторов (элементов) в батарее, а следовательно, и общее напряжение, считая, что каждый элемент имеет напряжение 2 в. Второе число обозначает номинальную емкость батареи в а •ч. Буквы СТ означают, что батарея — чартерного типа. Материал бака обозначают буквами: Э — эбонит, П — асфаль-то-пековая масса с кислотоупорными вставками, В — асфальто-пековая масса без кислотоупорных вставок. Материал сепараторов обозначают буквами: Д — дерево, ДС — дерево и стекловойлок, М — мипласт, МС — мипласт и стекловойлок, Р — мипор. Буква 3 означает, что батарея сухо-заряженная.

Про моноблоки:  Игровой ноутбук как оптимизировать игровой процесс

Подготовка батареи к эксплуатации

Новые сухие батареи нужно заполнить электролитом и зарядить.

Электролит готовится из аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды. Для приготовления электролита применяется стойкая против действия серной кислоты посуда — керамическая, эбонитовая, стеклянная. В посуду сначала заливают дистиллированную воду, а затем осторожно и постепенно — кислоту.

Электролит для заливки батареи применяют определенной плотности (1,27—1,34), зависящей от типа батареи, климатических условий и времени года.

Необходимая плотность электролита устанавливается в соответствии с заводской инструкцией.

Плотность электролита измеряют специальным ареометром с пипеткой.

Электролит в элементы батареи ^необходимо заливать до уровня на 10—15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами. Уровень проверяют стеклянной трубкой, которую опускают до упора в щиток, и, закрыв верхнее отверстие, вынимают. По высоте столбика электролита, находящегося в трубке, определяют его уровень.

В батареях с автоматической регулировкой уровня нужно вывернуть пробки и надеть их плотно резиновыми втулками на предварительно вытертые вентиляционные штуцеры, после чего залить электролит в элементы до уровня на 15—20 мм ниже верхнего края горловины заливного отверстия. При снятии пробок со штуцеров электролит в элементах установится на нормальном уровне.

Через 3—6 ч (в зависимости от типа батареи) после заливки электролита батарею ставят на зарядку, соединяя положительную клемму батареи с положительным полюсом источника тока, а отрицательную — с отрицательным.

Зарядку ведут при нормальном для каждого типа батареи токе, указанном в заводской инструкции. Зарядку продолжают до тех пор, пока во всех аккумуляторах (элементах) батареи не наступит обильное газовыделение (кипение), а напряжение и плотность электролита не останутся постоянными в течение 3 ч.

При зарядке следует следить, чтобы температура электролита не повышалась выше 45 °С.

К концу первой зарядки проверяют плотность электролита, и в случае необходимости доводят ее во всех элементах до нормальной, для чего отсасывают часть электролита из элемента резиновой грушей и доливают дистиллированную воду или электролит повышенной плотности.

После первой зарядки новые батареи могут быть пущены в эксплуатацию. В целях удлинения срока службы батареи при эксплуатации полезно провести несколько зарядных циклов, разряжая после зарядки батарею номинальным разрядным током до падения напряжения одного элемента до 1,7 в.

Уход за батареей и ее неисправности

К основным элементам ухода относятся:
1) проверка креплений и очистка батареи;
2) очистка и затяжка клемм;
3) проверка уровня электролита и доливка его;
4) проверка степени заряженности батареи;
5) проверка зарядного тока;
6) предохранение батареи от быстрой разрядки и коротких замыканий.

Проверка креплений батареи необходима для избежания поломок батареи

от тряски при ослабевших креплениях. Крепление батареи в гнезде должно быть плотным. На грузовых автомобилях под батарею следует установить резиновые прокладки. Периодически необходимо проверять, нет ли трещин в моноблоке и утечки из него электролита. Также следует проверять целость заливочной мастики на крышке.

Очистка батареи нужна для устранения замыкания аккумуляторов (элементов) по загрязненной поверхности батареи, обычно смачиваемой расплескивающимся электролитом. Поверхность батареи следует очищать чистой тряпкой. Электролит, пролитый на поверхность батареи, надо вытереть чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды (10%-ный раствор). Следует также прочищать вентиляционные отверстия во избежание повреждения банок от скапливающихся в них газов.

Очистка и затяжка клемм необходимы для обеспечения надеяшого контакта в клеммах. Клеммы надо хорошо зачищать, плотно затягивать и снаружи смазывать тонким слоем технического вазелина или солидола для предотвращения их окисления. Также необходимо подтягивать крепление провода к массе. Нельзя допускать сильного натяжения проводов, так как это может привести к повреждению выводных клемм и образованию трещин в мастике.

Проверка уровня электролита необходима вследствие того, что уровень электролита может понижаться в результате испарения и выкипания электролита. При уменьшении уровня электролита в банки батареи доливают дистиллированную воду, так как выкипает только вода.

Периодически следует проверять плотность электролита при полностью заряженной батарее и следить за тем, чтобы она была одинакова во всех банках, доводя плотность электролита в случае необходимости до нормы.

Степень разряженности батареи можно проверять по плотности электролита или с помощью вольтметра с нагрузочной вилкой.

Батарея всегда должна быть в заряженном состоянии. Если при проверке батарея окажется неполностью заряженной, необходимо принять меры к ее зарядке, установив причины, нарушающие нормальную работу батареи.

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, необходимо снять и подзарядить.

Если батарея находится длительное время в неполностью заряженном состоянии, то это приводит к порче ее пластин. В зимнее время электролит в разряженной батарее может замерзнуть и разрушить батарею.

Контроль величины зарядного тока и режима зарядки батареи можно ориентировочно проводить по показаниям амперметра, имеющегося в системе электрооборудования автомобиля.

Если батарея заряжена, стрелка амперметра почти не отклоняется от среднего положения даже при повышенном числе оборотов коленчатого вала двигателя. При разряженном состоянии батареи, в случае повышения числа оборотов вала двигателя, стрелка амперметра значительно отклоняется в сторону зарядного тока вследствие возрастания тока, идущего на зарядку батареи. Отклонение стрелки амперметра при работе автомобиля в обратную сторону или включение сигнальной лампы указывает на разряд батареи.

Предохранение батареи от быстрой разрядки и коротких замыканий необходимо для избежания коробления пластин и выкрашивания активной массы. Поэтому нельзя на продолжительное время и несколько раз подряд включать стартер, который потребляет очень сильный ток. Не рекомендуется пускать стартером сильно охлажденный двигатель в зимнее время при низкой температуре. Необходимо двигатель предварительно прогреть и вручную несколько раз провернуть коленчатый вал.

При осмотре батареи нельзя подносить к ней открытый огонь, так как может произойти вспышка газов над электролитом.

При переходе с летней эксплуатации на зимнюю или обратно необходимо доводить плотность электролита до рекомендуемого значения.

В зимнее время открытые батареи следут утеплять.

Для увеличения срока службы батареи рекомендуется периодически ставить ее на контрольно-тренировочный зарядный цикл на зарядной станции, заключающийся в неоднократной разрядке и зарядке батареи.

При установке батареи на автомобиль надо правильно соединить ее клеммы с массой и цепью. Правильность соединения можно проверить по амперметру. При разрядке батареи стрелка должна отклоняться в соответствующую сторону (к знаку плюс). Полярность клемм батареи можно определить по знакам плюс и минус на клеммах, а при их отсутствии — путем опускания проводов от клемм в подкисленную воду или с помощью сырой картофелины. В подкисленной воде на отрицательном (минусовом) проводе происходит бурное выделение пузырьков газа, а вокруг положительного (плюсового) провода, воткнутого в картофель, появится зеленое пятно.

Хранение аккумуляторной батареи. Если батарея снята с автомобиля и поставлена на сравнительно непродолжительное хранение, ее необходимо предварительно полностью зарядить, проверить уровень электролита,, довести плотность электролита до нормального значения (не выше 1,280 при 15 °С), тщательно очистить, протерев снаружи моноблок и крышки, зачистить клеммы и поставить в чистое вентилируемое помещение с постоянной температурой.

В целях избежания внутреннего саморазряда и устранения усиленной коррозии положительных пластин хранение батарей с электролитом предпочтительнее производить в холодном помещении при постоянной температуре не ниже —25 °С и не выше 0 °С. При хранении батарей в таких условиях необходимо ежемесячно проверять плотность электролита, подзаряжая батареи только в случае падения плотности ниже допустимого значения (ниже 1,230 при 15 °С). При нормальном состоянии батарей при этом способе хранения заряжать их необходимо только перед пуском в эксплуатацию.

При хранении батарей при температуре выше 0 °С их необходимо ежемесячно заряжать для восстановления емкости, теряемой в результате саморазряда.

При указанных способах хранения батареи всегда подготовлены к работе.

При длительном хранении, например более полугода, а также при невозможности производить частую подзарядку батареи, необходимую при первом способе хранения, практикуют способ хранения батарей без электролита. В этом случае батарею следует полностью разрядить током, соответствующим 1/20 емкости, до падения напряжения на один аккумулятор до 1,7 в, затем, сняв батарею, вылить из нее электролит и тщательно промыть банки дистиллированной водой. Промывку надо производить до тех пор, пока вода не перестанет окисляться. После промывки и тщательной просушки батареи надо закупорить плотно отверстия ее банок и очистить снаружи и в таком виде ставить батарею на длительное хранение.

Неисправности аккумуляторной батареи. Основными неисправностями аккумуляторной батареи являются: недостаточная заряженность, перезарядка, сульфатация пластин, уменьшение емкости, внутренний саморазряд, коробление пластин, подтекание батареи.

Недостаточная заряженность батареи получается вследствие малого зарядного тока, плохого крепления проводов и окисления клемм, утечки или большого расхода тока при неработающем двигателе, неумелого пользования стартером. Недостаточный зарядный ток может иметь место при неправильной регулировке реле-регулятора или плохой работе генератора. Признаками недостаточной заряженности батареи являются малая плотность электролита в ней и недостаточное напряжение батареи.

Перезарядка батареи происходит при чрезмерно сильном зарядном токе вследствие неправильной регулировки реле-регулятора. Признаком перезарядки являются частое кипение электролита и быстрое понижение его уровня.

Сульфатация пластин заключается в том, что пластины покрываются белым кристаллическим налетом, который затрудняет прохождение электрического тока и проникновение электролита к активной массе пластин. Вследствие этого замедляются химические процессы и уменьшается емкость батареи.

Внешним признаком сульфатации является сильное падение напряжения батареи при увеличении нагрузки. Например, при включении стартера или даже сигнала электрические лампочки, горевшие достаточно ярко, почти гаснут. При проверке нагрузочной вилкой элементов батареи, подвергшихся сульфатации, напряжение на полюсах элементов быстро снижается.

Сульфатация происходит в результате сильной разрядки батареи или длительной ее работы в неполностью заряженном состоянии. Чтобы предохранить батареи от сульфатации, необходимо систематически контролировать и поддерживать их в заряженном состоянии, а также периодически проводить контрольно-тренировочные циклы на зарядной станции. Вследствие сильной сульфатации пластины батареи выходят из строя и не поддаются ремонту и восстановлению.

Уменьшение емкости происходит из-за уменьшения рабочей поверхности пластин, вызванного выкрашиванием активной массы пластин или понижением уровня электролита. Признаком уменьшения емкости является быстрое закипание электролита во время зарядки при незначительном повышении его плотности, а также быстрая разрядка батареи при ее работе. Выкрашивание активной массы получается в результате сильной перезарядки батареи или при разрядке батареи большим током, например при длительном пользовании стартером.

Про моноблоки:  Какую операционную систему выбрать для моноблока

Внутренний саморазряд батареи происходит в случае применения для электролита недистиллированной воды. Признаком неисправности является быстрая разрядка даже неработающей батареи. Для устранения этой неисправности батарею разряжают и тщательно промывают дистиллированной водой с последующим заполнением ее электролитом надлежащего качества и плотности и зарядкой.

Короткое замыкание внутри банок батареи возникает из-за разрушения деревянных сепараторов вследствие применения электролита слишком большой плотности. При этом выпадающая активная масса замыкает пластины. При внутреннем замыкании батареи быстро снижается ее напряжение, уменьшаются плотность электролита и емкость батареи.

Коробление пластин получается при чрезмерном разрядном токе в случае пользования стартером длительное время и при коротких замыканиях в цепи. В этом случае батарея выходит из строя.

В процессе эксплуатации в аккумуляторной батарее могут возникать следующие неисправности: окисление полюсных штырей, подтекание электролита через трещины бака, повышенный саморазряд, короткое замыкание и сульфатация пластин.

Окисление полюсных штырей приводит к увеличению сопротивления во внешней цепи и даже к прекращению тока. Для устранения неисправности нужно снять со штырей наконечники проводов (клеммы), зачистить штыри и клеммы и укрепить последние на штырях. После этого штыри и клеммы снаружи надо смазать тонким слоем технического вазелина.

Подтекание электролита через трещины бака обнаруживают осмотром. Для устранения неисправности батарею сдают в ремонт. При вынужденной временной эксплуатации батареи с этой неисправностью необходимо периодически добавлять в неисправное отделение бака электролит, а не дистиллированную воду.

Саморазряд аккумуляторной батареи при ее эксплуатации и хранении возникает вследствие образования в активной массе пластин местных токов. Местные токи появляются за счет возникновения электродвижущей силы между окислами активной массы и решеткой пластин. Кроме того, при длительном хранении электролит в аккумуляторе отстаивается и плотность электролита в нижних слоях становится больше, чем в верхних. Это приводит к появлению разности потенциалов и возникновению уравнительных токов на поверхности пластин. Нормальный саморазряд исправной батареи составляет 1—2% в сутки. Причинами ускоренного саморазряда могут быть: загрязнение поверхности батареи, применение для доливки обычной (не дистиллированной) воды, содержащей щелочи и соли, попадание внутрь аккумуляторов металлических частиц и других веществ, способствующих образованию гальванических пар. Для устранения неисправности следует протереть поверхность батареи или заменить электролит.

Признаками короткого замыкания внутри аккумулятора являются «кипение» электролита и резкое падение напряжения аккумулятора; чаще всего оно вызывается осыпанием активной массы и разрушением сепараторов. В том и другом случаях аккумуляторную батарею разбирают и устраняют неисправности, заменяя неисправные элементы.

Сульфатация пластин заключается в том, что на пластинах образуется крупнокристаллический сернокислый свинец в виде белого налета. При этом увеличивается сопротивление аккумуляторов. Крупные кристаллы сульфата свинца закрывают поры активной массы, препятствуя проникновению электролита и формированию активной массы при заряде. Вследствие этого активная поверхность пластин уменьшается, вызывая снижение емкости батареи. Признаком сульфатации пластин является то, что при заряде батареи быстро повышаются напряжение и температура электролита и происходит бурное газовыделение («кипение»), а плотность электролита повышается незначительно. При последующем разряде и особенно при включении стартера батарея быстро разряжается из-за малой емкости. Основные причины, вызывающие сульфатацию: разряд батареи ниже 1,7 В на один аккумулятор, оголение пластин вследствие понижения уровня электролита, длительное хранение батареи без подзарядки (особенно разряженной), большая плотность электролита, продолжительное пользование стартером при пуске.

Если действительная емкость будет не менее 80% номинальной, батарею снова заряжают и устанавливают на автомобиль; если емкость окажется ниже, весь цикл повторяют вновь. Приведенный цикл рекомендуется применять также после хранения батареи более 6 месяцев и перед длительным хранением.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Срок службы и исправность аккумуляторной батареи во многом зависят от своевременного и правильного ухода за ней. Батарея должна содержаться в чистоте, так как загрязнение ее поверхности приводит к повышенному саморазряду. При техническом обслуживании необходимо протирать поверхность батареи 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего протирать чистой сухой ветошью.

Во время заряда в результате химической реакции выделяются газы, значительно повышающие давление внутри аккумуляторов. Поэтому вентиляционные отверстия в пробках нужно постоянно прочищать тонкой проволокой. Учитывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (смесь водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею с открытым огнем во избежание взрыва.

Периодически необходимо зачищать штыри и клеммы проводов. Через 2—2,5 тыс. км пробега, а в жаркое время через каждые 5—6 дней проверять уровень электролита через заливные отверстия аккумуляторов стеклянной трубкой внутренним диаметром 3—5 мм. Столбик электролита в трубке указывает высоту его уровня над предохранительным щитком, которая должна быть 12—15 мм. При отсутствии стеклянной трубки уровень электролита можно проверить чистой эбонитовой или деревянной палочкой; нельзя применять для этой цели металлический стержень. При понижении уровня следует долить дистиллированную воду, а не электролит, так как в процессе работы батареи вода в электролите разлагается и испаряется, а кислота остается.

Периодически проверяют плотность электролита с целью определения степени заряженности аккумуляторной батареи. Для этого кислотомер опускают в наливное отверстие аккумулятора, засасывают электролит с помощью резиновой груши и по делениям ареометра, помещенного внутри стеклянной колбы, определяют величину плотности электролита.

Моноблок акб что это

Рис. Проверка состояния аккумуляторной батареи:
а — проверка уровня электролита; б — проверка плотности электролита; 1 — резиновая груша кислотомера; 2 — стеклянная колба; 3 — ареометр

Для длительного хранения батареи в зимнее время ее нужно снять с автомобиля, полностью зарядить и хранить в сухом месте при температуре не выше 0 °С и не ниже — 30°, имея в виду, что чем ниже температура электролита, тем меньше саморазряд батареи. Через каждые три месяца батарею необходимо подзаряжать для восстановления емкости, потерянной на саморазряд. При-хранении батареи непосредственно на автомобиле необходимо отсоединить провода от полюсных штырей. Следует помнить, что температура замерзания электролита плотностью 1,1 г/см3 минус 7 °С, плотврстью 1,22 г/см3 минус 37 °С и плотностью 1,31 г/см3 минус 66 °С.

Во многих производственных, промышленных сферах применение двигателей внутреннего сгорания запрещено по нормам пожаробезопасности. Особенно это актуально для складских помещений, где хранится легко возгораемая или даже взрывоопасная продукция. Однако что делать пользователю различной техники (например, складскими штаблерами), если есть необходимость постоянного питания таких устройств?

Тяговый аккумуляторный блок – отличное решение для мощной электротехники, которая используется на современных промышленных предприятиях, складах.

В чем особенность аккумуляторного моноблока?

Особенность аккумуляторных блоков тягового типа – это их большей степенью внешние конструктивные решения, что сказывается на функциональности. Внутреннее строение моноблоков практически идентично современным АКБ, используемым автомобилями, бытовой техникой, источниками бесперебойного питания. Выделяются два основных вида моноблочных батарей:

  • свинцово-кислотный тип: внутри располагаются решетки-пластины, изготовленные из свинца с активной массой. Электролит – жидкий раствор серной кислоты, взаимодействующий при заряде-разряде с свинцовыми пластинами;
  • гелевый тип: электродные решетки изготовлены преимущественно из свинца, однако роль электролита исполняет другое вещество, отличное по своим физическим качествам. Электролит – желеобразное вещество, преимущественно производители используют селикагель.

Как видим, внутренние конструктивные свойства совпадают с классическими АКБ. Но такое совпадение – только на первый взгляд. Существенных изменений претерпевают внутренние электродные пластины. Если взять стандартную модель АКБ (например, для автомобиля), то мы увидим, что в таких моделях пластины анода, катода выполнены в тонкой конструкции. Тяговые модели аккумуляторных батарей оснащены электродами толстыми, большими. Все это сказывается на внешнем конструктивном строении тяговых моделей.

Внешнее строение тяговых аккумуляторов

Само название «моноблок» может нам сказать больше, чем более детальные рассуждения. Однако следует подумать логически. Например, аккумулятор технологии AGM на двенадцать вольт, устанавливаемый в современный автомобиль, тоже можно считать, по большему счету, моноблочной конструкцией. Какие здесь кроются особенности, присущие исключительно тяговым моделям?

Особенность именно такого типа батарейных моделей в том, что цельный моноблок состоит из нескольких секций. Иными словами целый с первого взгляда аккумулятор – это сразу несколько небольших батарей, соединенных последовательно друг с другом. Именно посредством такой связки работают тяговые батарейные блоки. Если мы вернемся к тому, о чем говорили чуть выше, то такое конструктивное решение разработчиков будет более понятным. Мы говорили о строении внутренних электродных пластин, которые выполнены внутри тяговых моделей в более толстой конструкции. Соответственно, для размещения таких толстых, больших пластин требуется определенное место.

Современные разработчики используют принципиально новые материалы для изготовления внешних корпусов блоков. Среди наиболее актуальных материалах, используемых многими производителями, можно выделить специальное стекло, керамические материалы, эбонит. Надежность, устойчивость, безопасность – ключевые особенности изготовления тяговых блоков.

Большие электродные пластины, секционный тип строения аккумулятора – все это вместе дает неоспоримые преимущества применения данных моделей. Толстые пластины изнашиваются с меньшей скоростью, они более износоустойчивые к серьезным нагрузкам.

Где применяются тяговые блоки?

Тяговой моноблок используется везде, где есть существенная необходимость надежного источника питания для беспрерывной работы. Большая износоустойчивость, надежность, большой ресурсный запас, продуктивность – главные критерии выбора аккумуляторного блока для той или иной сферы. Мы уже упоминали, что наиболее актуальное место применения данных моделей – это складские помещения. Погрузочная техника складов – вот наиболее популярная сфера, где используется аккумуляторный блок.

Неплохо себя зарекомендовали моноблочные батареи, устанавливаемые на электрические лодки. По сравнению с классическими аккумуляторными вариантами, которые устанавливаются зачастую на электромоторных лодках, здесь пользователь выигрывает в существенной мощности, рабочей надежности.

Как выбрать тяговый аккумуляторный блок

Параметры выбора тяговой модели по сравнению с другими батарейными вариантами практически ничем не отличаются. Пользователь должен обратить внимание на следующие параметры, характеристики:

  • мощность блочной батареи;
  • ресурсный запас емкости;
  • цикловой запас работы;
  • актуально для тяговых блоков – форма, размер.

С первыми тремя параметрами понятно – здесь модель подбирается под исходные данные об условиях эксплуатации, мощности техники. Разумеется, емкость батареи, ее мощность следует выбирать с существенным запасом, так как речь идет о работе не просто с каким-нибудь компьютером или холодильником, а с мощными тяговыми установками (например, погрузочная складская техника).

Аккумуляторный моноблок следует четко подбирать по форме, размеру, на которые рассчитана потенциально используемая техника. Ведь такие достаточно массивные модели могут существенно помещать работе – они могут попросту не подойти для аккумуляторного блока используемой техники. Еще следует обратить внимание на то, что внутри каждая секция работает по напряжению в 2В. Соответственно, шесть секций аккумуляторных блоков будут равняться 12В. Именно такие модели стали наиболее актуальными для применения с погрузочной, бытовой техникой.

Про моноблоки:  Интегрированная видеокарта что это в моноблоке

Тяговые моноблоки, таким образом, — современное решение, отличающееся надежность, существенной мощностью, грамотным конструктивным исполнением.

Аккумуляторные моноблоки TAB Motion Pasted

Моноблоки с плоскими платинами и жидким электролитом

код продукта
обозначение
Емкость Ач(C100/C20/C5)
Напряжение(В)
Размер L×W×H (мм)
Тип клемм
Вес кг
Цена от Euro

207860
50 P
70/60/50
12
242×175×190
B13
16,4
74,30

207875
60 P
80/75/60
12
278×175×190
B13
19,0
86,87

207905
85 P
115/105/85
12
353×175×190
B13
23,7
109,38

206895
80 P
115/105/80
12
312x175x212
B0
22,8
107,94

205105
105 P
125/120/105
12
344x172x212/234
B0
25,3
125,32

206125
110 P
155/140/110
12
344x172x262/284
B0
31,8
149,64

205835
110 P MAC
150/140/110
12
509×175×182/208
B0
34,3
142,38

205880
150 P
190/180/150
12
512×223×194/220
B0
43,7
179,05

205925
190 P
245/225/190
12
518x273x214/240
B0
56,1
222,43

Аккумуляторные моноблоки TAB Motion Tubular

Моноблоки с панцирными положительными пластинами и жидким электролитом

код продукта
обозначение
Емкость Ач(C100/C20/C5)
Напряжение(В)
Размер L×W×H (мм)
Тип клемм
Вес кг
Цена от Euro

113812
50 T
65/60/55
12
278×175×190
B13
18,9
119,75

131812
90 T
115/110/90
12
303×175×228
B1
28,7
179,19

101812
95 T
130/115/95
12
344×172×212/234
B0
30,4
187,33

100812
120 T
155/140/120
12
344×172×262/284
B0
37,5
229,28

112812
145 T
180/165/145
12
512×223×194/220
B0
47,5
300,94

8372395
Golf Cart T
240/220/180
6
244×190×270
B0
31,5
197,59

8380967
Golf Cart TS
270/250/210
6
244×190×270
B0
32,4
212,28

Аккумуляторные моноблоки TAB Motion AGM

Тяговые моноблоки AGM Ca/Ca технология

код продукта
обозначение
Емкость Ач(C100/C20/C5)
Напряжение(В)
Размер L×W×H (мм)
Тип клемм
Вес кг
Цена от Euro

172060
45 AGM
65/60/45
12
242×175×190
B13
18,5
133,94

172070
55 AGM
75/70/55
12
278×175×190
B13
21,5
153,43

172080
60 AGM
85/80/60
12
315×175×190
B13
24,0
173,62

172090
70 AGM
100/95/70
12
353×175×190
B13
27,0
186,48

Аккумуляторные моноблоки TAB Motion GEL

Тяговые гелевые моноблоки Ca/Ca технология

код продукта
обозначение
Емкость Ач(C100/C20/C5)
Напряжение(В)
Размер L×W×H (мм)
Тип клемм
Вес кг
Цена от Euro

215060
50 Gel
70/60/50
12
278×175×190
B13
21,3
158,43

215080
70 Gel
90/80/70
12
353×175×190
B13
26,5
185,70

215085
75 Gel
100/85/75
12
352×175×211/232
B1
31,1
217,49

215105
105 Gel
140/125/105
12
345×173×264/285
B0
40,1
282,85

215150
130 Gel
165/150/130
12
509×223×195/222
B0
53,8
361,13

215210
180 Gel
235/210/180
12
518×273×213/237
B0
73,0
451,80

215180
180 Golfcart Gel
235/210/180
6
243×189×252/273
B0
30,9
220,15

Аккумуляторные моноблоки TROJAN

МодельНапр, ВЁмкость, АчГабариты, ммВес, кг
5ч20ч100чДШВ
Свинцово-кислотные
T605617521023226418127626
T105618522525026418127628
T105+618522525026418127228
T125619524026626418127630
T125+619524026626418127230
T145621526028726418129533
T145+621526028726418129233
TE35620024527124419127631
J250G619523526129217830230
J250P621525027829717829233
J305E-AC625030533931117836538
J305G-AC625831535031117836540
J305P-AC627133036729517836544
J305HG-AC629536040031117836545
J305H-AC629536040029517836545
L16E-AC630337041131117841746
L16G-AC632039043331117841749
L16P-AC634442046729517842452
L16HG-AC635743548331117841757
L16H-AC635743548329517842457
L16P634442046729517842452
L16H635743548329517842457
T105-RE618522525026418129930
L16RE-A626732536029517842457
L16RE-B630337041029517845052
Гелевые
6V-GEL615418919826018127631
TE35-GEL618021022024419027631
8D-GEL1218822526553427923371
24-GEL1266778527617123624
27-GEL12769110032417123429
31-GEL128510210832917124532
5SHP-GEL1211012513734517128339
AGM
T105-AGM6171217-26217927331
J305-AGM6250310-29617635544
L16-AGM6290370-29617641452
T875-AGM8130160-26217927331
T1275-AGM12119150-32917927844
J185-AGM12157200-38017635754
6V-AGM615420022126018127429
8D-AGM1217923025452126923376
U1-AGM1229333419813817112
22-AGM1243,3505222813920418
24-AGM1267768427417421924
27-AGM1277899930617422129
31-AGM128210011132917423731
OverDriveAGM31128410211232917423731

Общая информация по ассортименту akbmag. ru
Akbmag (а-кэ-бэ-ма́ г) – это федеральная сеть специализированных магазинов аккумуляторов с
филиалами в 13 городах. У нас 6 магазинов в Москве, собственная служба доставки по Москве и
Московской области. Продажей в регионах занимается отдельная структура со своим
ассортиментом и условиями работы. У каждого филиала есть поддомен с ассортиментом,
ценами, например, chel. akbmag. ru для Челябинска. В наличии в Москве более 500 моделей автомобильных аккумуляторов (легковых и грузовых),
а также аккумуляторы для мототехники (скутеры, мотоциклы, квадроциклы). В неограниченном ассортименте есть батареи для ИБП. Также в наличии моторные масла марок
Shell, Mobil и Castrol. Трансмиссионных масел (для коробки переключения передач) в
ассортименте нет. В качестве сопутствующих товаров предлагаются: видеорегистраторы Каркам и PlayMe; радардетекторы Каркам; пуско-зарядные устройства Carku; зарядные устройства для автомобильных
аккумуляторов Bosch (Бош), Орион, Zipower, Magnum; провода для «прикуривания»;
омывающая жидкость (незамерзающая). Образовательное пособие об Автомобильных АКБ
Аккумуляторная батарея относится к важнейшим компонентам электрооборудования автомобиля. Помимо обеспечения пуска двигателя автомобильная аккумуляторная батарея выполняет функции
буферного устройства и поставщика электроэнергии в бортовую сеть автомобиля. Автомобильная аккумуляторная батарея способна запасать электрическую энергию и отдавать ее
потребителям при необходимости в любое время.

Устройство аккумуляторной батареи

12 вольтовая батарея содержит в себе 6 включенных последовательно
аккумуляторов. Аккумуляторы размещены в разделенных перегородками ячейках
полипропиленового корпуса (моноблока) батареи. Каждый аккумулятор содержит блок положительных и отрицательных электродов. Между электродами различной полярности, на свинцовые решетки которых нанесена
активная масса, установлены сепараторы из не проводящего ток микропористого
материала. Сепараторы изготовляют из полиэтилена в форме конвертов, в которые
вставляют положительные или отрицательные электроды. Полюсные выводы, межэлементные перемычки и соединяющие электроды баретки
изготовляют из свинцовых сплавов. Полюсные выводы имеют различный диаметр, причем
положительный вывод всегда толще отрицательного, что должно предотвращать ошибки
при подключении батареи к электросети. Межэлементные перемычки проходят через
отверстия в перегородках между ячейками моноблока. Изготовляемый из кислотоупорного и непроводящего ток материала
(полипропилена) моноблок образует корпус аккумуляторной батареи. На нижней части
моноблока предусмотрены крепежные выступы. Сверху моноблок закрывается крышкой.

Образующие батарею аккумуляторы соединяются последовательно посредством
межэлементных перемычек. Таким образом обеспечивается нужное напряжение на
выводах батареи. При этом отрицательный вывод одного аккумулятора соединяется с
положи тельным выводом соседнего аккумулятора. В качестве заливаемого в батарею электролита используется разбавленная водой
серная кислота, которая заполняет свободные объемы ячеек и проникает в поры активной
массы электродов и сепараторов. У батарей прежних конструкций каждая ячейка снабжалась резьбовой пробкой,
которая использовалась для заливки электролита, выполнения операций по уходу и для
отвода образующегося при эксплуатации батареи гремучего газа. У современных
безуходных батарей пробки отсутствуют или они закрыты сверху. Отвод газов у этих
батарей производится через центральную систему вентиляции.

Электролит

Жидкий электролит
Заливаемую в аккумуляторы жидкость называют электролитом. В качестве электролита
свинцового аккумулятора используется разбавленная водой серная кислота. При полностью
заряженном аккумуляторе доля серной кислоты в электролите составляет 38%, а остальная его
часть приходится на дистиллированную воду. Электролит содержит ионы, которые обеспечивают
прохождение электрического тока между электродами. Номинальная плотность электролита изменяется в зависимости от степени заряженности
аккумуляторной батареи. Малоподвижный электролит
Чтобы снизить опасность от вылившегося из батареи
электролита, применяют средства, снижающие его текучесть. К электролиту могут быть добавлены вещества, которые
превращают его в гель. В частности, для этого используется
кремниевая кислота. Другим способом снижения подвижности
электролита является применение стекломатов в качестве
сепараторов. Стекломаты удерживают электролит,
предотвращая его вытекание при повреждении батареи. Плотность
электролит
а, г/см3
Степень
заряженнос
ти, %
ЭДС, В
1,28
100
12,7
1,21
60
12,3
1,18
40
12,1
1,10
10
11,7
Электролит обладает сильным разъедающим действием!
При обращении с электролитом необходимо соблюдать правила техники безопасности!

Процессы заряда и разряда

Процесс заряда
Под зарядом аккумуляторной батареи подразумевается накопление в ней
электрической энергии. При этом электрическая энергия преобразуется в химическую
энергию. При работающем двигателе батарея заряжается от генератора. В процессе заряда
образовавшиеся при разряде батареи сульфат свинца и вода переходят в свинец, двуокись
свинца и серную кислоту. Таким образом происходит накопление химической энергии,
которая может быть использована в дальнейшем для производства электрической
энергии. Плотность электролита при этом повышается. Процесс разряда
Под разрядом батареи подразумевается отдача ей электрической энергии. При этом
химическая энергия преобразуется в электрическую энергию. Батарея разряжается, если к
ней подключен какой-либо потребитель электрического тока. При этом серная кислота
распадается и ее доля в электролите уменьшается. Протекающие реакции приводят к
образованию воды, доля которой в электролите соответственно увеличивается. Плотность
электролита при этом снижается. При разряде батареи происходит выделение сульфата
свинца как на положительном, так и на отрицательном электроде.

Емкость аккумуляторной батареей

Емкость аккумуляторной батареей
Емкость батареи или отдельного аккумулятора равна отдаваемой ими
электроэнергии, измеряемой в амперчасах (А·ч). Емкость зависит от температуры и
разрядного тока. Она уменьшается при увеличении разрядного тока и снижении
температуры окружающей среды (особенно при минусовых ее значениях). Номинальная емкость K20
Это указываемая изготовителем в А·ч емкость, которая определяется в режиме
20часового разряда полностью заряженной батареи. Величина тока разряда
рассчитывается по формуле K20 : 20 ч. При этом напряжение на выводах батареи должно оставаться на уровне не ниже 10,5
В. Например, разрядный ток батареи емкостью 60 А·ч должен быть равен:
60 А·ч : 20 ч = 3 А
Резервная емкость
Резервная емкость аккумулятора показывает, в течение какого времени может
исправно функционировать электрооборудование автомобиля при неработающем
генераторе. Измеряется резервная емкость в минутах и обозначается буквами RC (Reserve
Capacity).

Ток холодной прокрутки (cold cranking amps CCA)

Ток холодной прокрутки (пусковой ток) характеризует способность аккумуляторной
батареи обеспечивать пуск двигателя в холодное время года. Ток холодной прокрутки – это
указанный производителем ток, который способна отдавать новая полностью заряженная
батарея при температуре –18°C в течение установленного нормативом времени. При этом
напряжение на ее выводах не должно падать ниже определенного значения, которое также
определяется нормативом. Существует несколько методик измерения тока холодной прокрутки (SAE, DIN, IEC,
EN, JIS) и при сравнении CCA у разных АКБ нужно убедиться в том, что ток указан по одной
и той же методике.

Маркировка аккумуляторных батарей

Все аккумуляторы имеют стандартное обозначение, состоящие из определенных букв и
цифр. Рассмотрим аккумуляторную батарею стандарта JIS
Пример: 70B24L
«70» — эксплуатационный показатель, характеризующий отношение между емкостью
аккумулятора и работой стартера
«B» -габариты боковой поверхности аккумуляторной батареи 127х200 мм ( ширина х
высота)
Буквенное
обозначение
A
B
C
D
E
F
G
H
Размер, мм
(Ш х В)
125х160
127х200
133х204
170х200
173х209
180х210
220х210
276х216
Если в моделях В24 и В20 после буквенного обозначения
расположения клемм стоит буква S. Это означает, что
клеммы имеют специальное исполнение

Какая разница между аккумулятором и аккумуляторной батареей?

аккумулятор — любое готовое к применению устройство для накопления и отдачи энергии, аккумуляторная батарея — связка в единый моноблок аккумуляторов , они выглядят как аккумуляторные ячейки, соединённые последовательно (для увеличения напряжения) или параллельно (для увеличения ёмкости), 3 дек

Сколько аккумуляторов у Камаза?

Модели оснащались двумя аккумуляторами на 190 Ач для обеспечения максимальной мощности. Поэтому, перед выбором аккумулятора , желательно точно узнать, какой аккумулятор нужен на КамАЗ. Главными требованиями, предъявляемыми к аккумулятору 190 ампер часов, являлись: Пусковой ток

Как на схеме обозначается батарейка?

Обозначение батарейки на электрических схемах содержит короткую черту, обозначающую отрицательный полюс и длинную черту – положительный полюс. Одиночную батарейку , используемую для питания прибора, на схемах обозначают латинской буквой G, а батарею, состоящую из нескольких батареек буквами GB

Оцените статью
Про моноблоки
Adblock
detector